Нововаршавский муниципальный район
Портал Правительства Омской области

Итоги прямой линии

Электронная регистрация прав и электронно-цифровая подпись.

13 июля в Омской кадастровой палате прошла «прямая линия». На вопросы омичей об электронной регистрации прав и электронно-цифровой подписи отвечали администратор Удостоверяющего центра Омской кадастровой палаты Иван Ивченко и заместитель начальника отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Омской области Юлия Швецова. Это был первый опыт открытого совместного мероприятия для заявителей, органов местного самоуправления, риэлторов и кадастровых инженеров. Узнать о новых возможностях в сфере недвижимости омичи решили не только по телефону и электронной почте, но и лично посетив офис Кадастровой палаты. Их сомнения в технической сложности электронных сделок были развеяны. Владельцы квартир и специалисты по недвижимости получили полезную информацию. Ниже – ответы на прозвучавшие вопросы.


1. Где и как стать электронным гражданином

Заявители:
-Где в Омске можно получить электронную подпись?

Иван Ивченко:
-Удостоверяющих центров в Омске достаточно много. Омская кадастровая палата ввела услугу получения электронной подписи (ЭП) этой весной. Федеральная кадастровая палата может удостоверить личность в Омске на Красногвардейской, 42 и Дмитриева 5/3, а также в любом районе области, в любом регионе России.

-Вы электронные подписи выдаёте?
-Технически. Вы сами подаёте заявление и скачиваете файл закрытого ключа электронной подписи, это максимально безопасный вариант. Сайт нашего удостоверяющего центра – uc.kadastr.ru. Наша работа заключается в том, чтобы проверить правильность заявления и удостоверить Вашу личность, когда вы придёте в офис с паспортом. Всё проходит без очередей.

- Но Кадастровая палата закрывает офисы приёма…
-Удостоверяющий центр будет по-прежнему открыт. В МФЦ мы передаём другие полномочия: приём и выдачу документов.

-Сколько стоит электронно-цифровая подпись?
-700 рублей для любой категории заявителя. Это очень социальная цена. Физическому лицу для приобретения не нужно даже заключать договор. Но к электронной подписи нужна дополнительная программа, КриптоПро. Для разовой сделки можно установить дома пробную версию на месяц.
- Я могу обзавестись несколькими электронными подписями, как юрлицо или физлицо?

Юлия Швецова:
-Да, у Вас может быть несколько ЭЦП. Одной Вы пользуетесь как представитель своей фирмы или органа власти. В этом сертификате электронной подписи указаны реквизиты Вашей организации. А другую подпись Вы можете использовать для сделок и личных вопросов.

-Какие услуги доступны с ЭЦП в Омске?

Иван Ивченко:
-Совместимость Вашей электронной подписи с различными государственными услугами Вы можете узнать в своём удостоверяющем центре. Например, ЭЦП, которую формирует Кадастровая палата, совместима с сервисами налоговой, таможни, ГИС «ЖКХ», Госуслугами, порталом Росреестра, ГАС «Правосудие» и «Мой арбитр». Этот список постоянно расширяется, многофункциональность – одно из главных преимуществ нашей услуги.
Юлия Швецова:
-Сейчас Вам доступны все электронные услуги Росреестра, всё, что перечислено на сайте, работает. Вы выбираете услугу в меню сайта (www.roseestr.ru), ставите галочки, там всё интуитивно понятно. Можно зарегистрировать право, сделку, можно при помощи ЭЦП подать заявление о запрете сделок без личного участия. Например, Вы в отъезде, получили плохие новости, забеспокоилиcь - получите подпись в удостоверяющем центре и подавайте заявление о невозможности регистрации без Вашего личного участия.


2. Электронная сделка с недвижимостью: как это выглядит

-Мы можем сами совершить электронную сделку с недвижимостью без риэлтора?

Юлия Швецова:
-Да. Составьте договор по типовому проекту из Интернета и отсканируйте в формате pdf. Подпишите его в КриптоПро вдвоём (стороны договора) своими электронными подписями. Если нужно согласие супруги, она может оформить документ у нотариуса в электронном виде и переслать вам по электронной почте, цена будет та же самая.
Далее Вы заходите на портал www.rosreestr.ru. выбирайте вкладку «подать заявление на государственную регистрацию прав». Первым заявление о праве собственности заполняет покупатель, следующей идёт форма заявления о переходе права для продавца. В конце портал формирует заявление, вы его совместно подписываете, прикрепляете договор купли-продажи и отправляете на портал.

- Можно ли на месте, в Кадастровой палате, сдать документы, заверенные электронной подписью?
-Нет. Смысл электронной подачи документов в том, что Вы получаете сертификат электронной подписи, а затем Ваша сделка проходит в максимально комфортных условиях, например, дома или в офисе, с чаем и кондиционером.

- А как быть с дополнительным документами для сделки, например, согласием супруги? Оно же оформляется на бумаге.
-За ту же сумму нотариус оформит согласие в электронном виде с приложением своей электронной подписи и запишет Вам на флэшку. Нотариусы давно практикуют электронные услуги. Заметьте, любые дополнительные документы они тоже могут перевести в электронный вид, эта услуга называется «удостоверение равнозначности», она недорогая. Удостоверение равнозначности означает, что отсканированный документ, подписанный электронной подписью нотариуса, имеет ту же юридическую силу, что и бумажный. Этот документ теперь можно послать по электронной почте, приложить к заявлению о регистрации прав. Есть только два исключения для «удостоверения равнозначности» – договоры в простой письменной форме, то есть составленные сторонами и не удостоверенные у нотариуса, и документы удостоверяющие личность, например, паспорта. По сути, к электронной сделке Вы готовитесь так же, как и к традиционной, так же собираете пакет документов. Но с «удостоверением равнозначности» это сделать легче. Например, Вам могут прислать электронный документ из другого города, или Вы можете подписать доверенность на сделку также в электронном виде.


3. Научиться и сэкономить

-Насколько это экономично – электронная сделка?

Юлия Швецова:
-Портал сам вычисляет госпошлину. Для физических лиц она будет меньше обычной на 30 процентов. Давайте посчитаем: к примеру, ваша пошлина при личной подаче документов в МФЦ составила бы 2000 рублей, и оплатить её нужно сразу. Онлайн пошлина выйдет 1400 рублей и оплатить её можно в течение 7 дней после подачи заявления. (И вот Вы уже частично покрыли расходы на электронные подписи, сэкономили на дороге, заключили сделку в домашнем комфорте).
Сумма и реквизиты платежа поступят на Ваш адрес электронной почты. При оплате госпошлины онлайн или в банкомате не забудьте дополнительно указать УИН (уникальный идентификационный номер) чтобы платёж своевременно поступил в государственную информационную систему платежей ГИС ГМП.
Когда пошлина поступила, портал передаёт ваше заявление в территориальный орган Росреестра для регистрации прав.

- Для какой электронной сделки сторонам не надо приобретать электронную подпись в удостоверяющем центре?
-Если Вашу сделку удостоверяет нотариус, то для неё достаточно электронной подписи нотариуса, а заявителям в таком случае она не нужна. Затем нотариус может сам подать документы на портал Росреестра.

4. Как обеспечить безопасность

- Какие меры предосторожности должен соблюдать владелец электронно-цифровой подписи? Я боюсь вставлять такую флешку в чужой компьютер, вдруг там вирусы?

Иван Ивченко:
-Это разумная предосторожность. Если на компьютере нет антивируса, или Вы просто хотите принять дополнительные меры, купите для Вашей электронной подписи токен, а не флешку. Принципиальное отличие состоит в том, что в токене все вычисления, нужные для подписания документа, проводятся не на компьютере, а в самом токене. Операционная система не получит доступа к данным на токене без активного содействия пользователя. То есть любая попытка хакинга и фишинга будет Вам видна.

- Какие сделки с электронно-цифровой подписью вы считаете небезопасными?
-Самым безопасным является вариант работы в Удостоверяющем центре Кадастровой палаты. Вы сами формируете ключ электронной подписи на uc.kadastr.ru, сами его скачиваете, закрытый ключ электронной подписи остаётся только у Вас. Работа наших специалистов – только проверить заявление и удостоверить личность. Потом Вы в офисе риэлтора, в банке вставляете свой токен или флешку, подписываете документы, затем обязательно забираете её.
Менее безопасным будет вариант, когда стороны сделки получают подписи в составе комплексной услуги по электронной подаче документов. Люди обзаводятся электронными подписями, подписывают документы, по сути, не получая на руки файла. А копия подписи при такой схеме может остаться у третьего лица. Будьте внимательны, не передавайте закрытый ключ электронной подписи третьим лицам: ни супругам, ни представителям по доверенности, ни риэлторам, никому, – и не оставляйте файл закрытого ключа в офисе удостоверяющего центра.


21.07.2017 12:09

версия для печати

Поделиться в социальных сетях:
Поделиться ВКонтакте Поделиться в Facebook Добавить в Twitter

Новости

  • Сегодня
  • Архив
Нет новостей за указанный период.
Применить фильтр Вернуться к новостям.