Нововаршавский муниципальный район

Избирателю с ограниченными физическими возможностями

Введение

Конституция Российской Федерации, федеральное законодательство о выборах гарантируют равенство прав и свобод гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В соответствии с Конституцией Российской Федерации указанное равенство относится к избирательным правам всех граждан Российской Федерации, в том числе тех, которые в силу своего физического состояния имеют определенные трудности с реализацией своих прав.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В сентябре 2008 года Россия подписала международную Конвенцию ООН о правах инвалидов и в настоящее время готовится к ее ратификации. Согласно положениям статьи 29 указанной Конвенции государства-участники гарантируют инвалидам право и возможность голосовать и быть избранными и обязуются обеспечивать возможность полноценного участия этой категории граждан в избирательном процессе, используя «…процедуры, помещения и материалы для голосования…», которые в достаточной мере являются для них «…подходящими, доступными и легкими для понимания и использования».

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее – ЦИК России) уделяет особое внимание обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами. С этой целью создана Рабочая группа по взаимодействию ЦИК России с общероссийскими общественными организациями инвалидов, утвержден и последовательно реализуется План взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с общероссийскими общественными организациями инвалидов на 2009–2011 годы.

Аналогичная Рабочая группа создана в Избирательной комиссии Омской области, а также в территориальных избирательных комиссиях муниципальных районов Омской области. Приняты планы взаимодействия избирательных комиссий с региональными и местными отделениями общероссийских общественных организаций инвалидов на 2009–2011 годы.

В указанных планах предусмотрен комплекс первоочередных задач, отражающих основные направления взаимодействия избирательных комиссий с общественными организациями инвалидов и предусматривающих круг совместных мероприятий как в ходе подготовки и проведения выборов, так и в период между выборами.

В ходе реализации утвержденных мероприятий организовано тесное взаимодействие Избирательной комиссии Омской области, территориальных избирательных комиссий с областными и районными подразделениями Министерства труда и социального развития, Пенсионного фонда, общественных организаций инвалидов и ветеранов, а также с учреждения соцзащиты, здравоохранения, органами местного самоуправления.

В ходе прошедших федеральных избирательных кампаний, досрочных муниципальных выборов избирательными комиссиями всех уровней, органами местного самоуправления 61 участок оборудован пандусами, 40 участков - настилами и поручнями, кабины для голосования дополнительно освещались, оснащались увеличительными стеклами, за отдельными избирательными участками закреплялись специальные автомобили для транспортировки избирателей с ограниченными физическими возможностями, желающих проголосовать и др.

В результате проведенной работы увеличилось число избирателей с ограниченными физическими возможностями, участвовавших в выборах, возросло количество проголосовавших в помещениях для голосования.

Вместе с тем, в преддверии выборов в органы местного самоуправления Омской области 14 марта и 10 октября 2010года избирательным комиссиям совместно с органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов необходимо осуществить комплекс мер в целях создания оптимальных условий для реализации избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями. С данной целью областная Рабочая группа подготовила конкретный План мероприятий по реализации избирательных прав граждан Российской Федерации с ограниченными физическими возможностями при подготовке и проведении выборов в органы местного самоуправления Омской области в 2010 году (утвержден на заседании Избирательной комиссии Омской области 03 декабря 2009 года № 69-360).

Для взаимодействия с территориальными избирательными комиссиями Омской области по вопросам обеспечения избирательных прав граждан с ограниченными физическими возможностями прилагается перечень территориальных избирательных комиссий с указанием адреса и служебного номера телефона. 
Одним из результатов деятельности Рабочих групп по взаимодействию избирательных комиссий с общероссийскими общественными организациями инвалидов является настоящая Памятка, содержащая ответы на вопросы, наиболее часто возникающие у граждан, являющихся инвалидами.

Правовые основы порядка голосования на выборах определены в статье 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Детальное правовое регламентирование порядка подготовки к выборам и проведения голосования на выборах органов местного самоуправления Омской области осуществляется Законом Омской области от 07 июля 2003 года (в ред. от 08 декабря 2009 года) № 456-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления Омской области».

1. Где и как можно узнать о месте и времени голосования на выборах?

О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 
Оповещение производится через организации средств массовой информации, путем направления индивидуальных приглашений избирателям. 
Кроме этого, с данной информацией избиратель может ознакомиться на сайте Избирательной комиссии Омской области, а так же позвонив по телефону в соответствующую территориальную или участковую избирательные комиссии. 
Номер телефона избирательной комиссии можно узнать, воспользовавшись «горячей линией» связи, которую, как правило, организуют избирательные комиссии, информацией в местных организациях средств массовой информации и на сайте Избирательной комиссии Омской области.

2. Какой режим работы избирательного участка? 
Помещения для голосования избирательных участков открыты для голосования избирателей с 8.00 до 20.00 часов по местному времени.

3. Где избиратель может узнать, внесен ли он в список избирателей? 
Эту информацию можно получить в участковой избирательной комиссии по месту жительства лично. Избиратель, являющийся слепым, может ознакомиться с этой информацией, воспользовавшись помощью другого лица, осуществляющего его сопровождение. 
Следует учитывать, что участковая избирательная комиссия начинает свою работу за 25 дней до дня голосования, а ознакомление со списками избирателей производится за 20 дней до дня голосования.

4. Где можно принять участие в голосовании? 
В день голосования принять участие можно непосредственно на избирательном участке по месту жительства, где Вы включены в список избирателей либо вне помещения для голосования (т.е. на дому), в том числе воспользовавшись помощью другого лица (см. пункт № 11). 
Также можно проголосовать досрочно в территориальной (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой (за 3 дня до дня голосования) избирательных комиссиях на основании заявления. 
Как правило, помощь другого лица требуется инвалидам по зрению при получении и заполнении избирательного бюллетеня (см. пункт № 10).

5. Как проголосовать на избирательном участке (в помещении для голосования) избирателю, являющемуся инвалидом? 
Если избиратель является инвалидом по зрению либо имеет нарушения функций опорно-двигательного аппарата и принял решение проголосовать непосредственно на избирательном участке, но ему требуется для этого помощь, то желательно предварительно до дня голосования уведомить об этом территориальную или участковую избирательные комиссии, получить там необходимую информацию, и при необходимости – сделать заявку на оказание содействия (предоставление специального автотранспорта, др.).

При голосовании на избирательном участке для получения бюллетеня избиратель должен предъявить паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина. 
При получении бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей в получении бюллетеня. Избиратель, являющийся слепым, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица (см. пункт № 10).

В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель расписывается за каждый бюллетень. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. 
Голосование проводится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор.

Бюллетень заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, когда избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень (см. пункт № 10). 
Заполненные бюллетени опускаются избирателем в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования. 
Если избиратель считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии выдает избирателю новый бюллетень. 
Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую надпись и заверяет ее своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.

6. В каком случае избирательный бюллетень считается недействительным и в каком случае избирательный бюллетень считается неустановленной формы?
Недействительным считается бюллетень, который не содержит никаких отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов или в котором отметки проставлены в большем числе квадратов, чем следует. 
Бюллетенем неустановленной формы считается бюллетень, изготовленный неофициально либо в котором отсутствуют подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные печатью этой комиссии.

7. Какое специальное оборудование для избирателей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата используется при оснащении избирательных участков? 
В целях максимальной доступности помещений для голосования для избирателей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалидов-колясочников, избирательным комиссиям рекомендуется использовать на избирательных участках специальное оборудование: специальные кабины для тайного голосования (места для тайного голосования), позволяющие заехать на коляске, пандусы, перила, настилы, рельсы, широкие проемы дверей, лифты. 
Органы социальной защиты оказывают содействие избирательным комиссиям в предоставлении специального автотранспорта для доставки инвалидов-колясочников на избирательный участок.

8. Какое специальное оборудование для инвалидов по зрению используется при оснащении избирательных участков? 
Для инвалидов по зрению на избирательных участках, как правило, предоставляются устройства для оптической коррекции (лупы, увеличительные стекла), кабины оснащаются дополнительным освещением.

9. Какие услуги для инвалидов по слуху могут быть предоставлены на избирательных участках? 
На избирательные участки, где предполагается участие в голосовании большого числа инвалидов по слуху, при содействии соответствующих организаций инвалидов приглашаются сурдопереводчики.

10. Можно ли воспользоваться помощью другого лица при получении и заполнении избирательного бюллетеня? 
В помещении для голосования на избирательном участке (либо на дому) в день голосования слепой или слабовидящий избиратель либо избиратель, имеющий другие нарушения, не позволяющие ему самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя. Гражданин, оказывающий помощь, не должен быть членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем. 
Избиратель устно извещает избирательную комиссию, а в случае голосования вне помещения для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводящих голосование вне помещения для голосования, о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.

11. Как проголосовать вне помещения для голосования (на дому)? 
Проголосовать вне помещения избирательного участка избиратель может только в день голосования на основании своего письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц), поданного в участковую избирательную комиссию заблаговременно, но не позднее 16.00 часов в день голосования. Устное обращение при прибытии к избирателю членов участковой комиссии подтверждается его письменным заявлением. 
В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель должен указать уважительную причину, связанную с инвалидностью или болезнью, по которой он не может прибыть на избирательный участок. В заявлении должны содержаться его фамилия, имя и отчество, адрес места жительства.

При регистрации устного обращения избирателя в специальном реестре указывается время его поступления, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, его место жительства, а также ставится подпись члена участковой избирательной комиссии, который принял устное обращение. Если обращение было передано при содействии другого лица, в реестре также указывается фамилия, имя, отчество и место жительства лица, передавшего обращение.

При проведении голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в том числе наблюдатели выезжают к избирателю на дом. Они должны иметь при себе опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней для голосования, заявление избирателя о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. По прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением.

На заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня. 
С его согласия или по его просьбе паспортные данные могут быть проставлены членами комиссии. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня своими подписями на письменном заявлении избирателя. В случае если бюллетень был испорчен при голосовании, в нем также делается отметка о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного. В случае если избиратель не может расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень самостоятельно, он может воспользоваться помощью другого лица (см. пункт № 10). 
Если избиратель, подав заявление о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, прибыл на избирательный участок после выезда к нему членов участковой избирательной комиссии, то он сможет проголосовать только после возвращения членов комиссии в помещение для голосования.

12. Где можно получить исчерпывающую информацию, касающуюся различных аспектов избирательной кампании?

Информацию, касающуюся различных аспектов избирательной кампании, можно получить из средств массовой информации, в территориальной или участковой избирательных комиссиях, а также воспользовавшись возможностями телефонной «горячей линией» связи, организуемой избирательными комиссиями. 
Наиболее полный объем справочных, аналитических, иных материалов о выборах в органы местного самоуправления Омской области в рамках единых дней голосования, включая информацию об избирательных правах граждан, являющихся инвалидами, порядке и процедуре голосования, политических партиях, кандидатах, участвующих в выборах, итогах голосования и результатах выборов, содержится на официальном сайте Избирательной комиссии Омской области www.omsk.izbirkom.ru.

Следует учитывать, что для информационного обеспечения глухих и слабослышащих избирателей в период избирательных кампаний, как правило, предусмотрен выход в телевизионный эфир различных тематических передач, информационных выпусков о ходе подготовки и проведения выборов, информационных видеороликов с использованием сурдоперевода или субтитров. 
Для слепых и слабовидящих граждан на избирательных участках имеются информационные материалы, тексты которых изготовлены крупным шрифтом, удобным для прочтения. Многие избирательные комиссии изготавливают информационные материалы в аудиоформате. 
В целях обеспечения полноценного доступа граждан, имеющих инвалидность по зрению, к информации о выборах на интернет-сайтах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (www.cikrf.ru) и Избирательной комиссии Омской области создан специально адаптированный информационный ресурс. 
Общественные организации инвалидов в ходе избирательных кампаний практикуют проведение различных мероприятий информационно-разъяснительной направленности (тематические встречи с представителями избирательных комиссий, политических партий, избирательных объединений, лекции, беседы и другое).

13. Как можно реализовать свое пассивное избирательное право (право быть избранным)?

Конституция Российской Федерации гарантирует российским гражданам право быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

Не имеют право быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 
Граждане, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (самовыдвижение) либо от избирательного объединения.

Правовые условия для граждан, которые хотят быть избранными, в том числе связанные с возрастными ограничениями, устанавливаются федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах в органы местного самоуправления Омской области».

Право быть избранным главой муниципального образования принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему на день голосования 21 года и обладающему пассивным избирательным правом, депутатом представительного органа местного самоуправления – соответственно 18 лет.

14. Куда можно обратиться в случае нарушения избирательных прав?

Если избиратель считает, что его избирательные права нарушены, он может обратиться в организующую выборы избирательную комиссию или обжаловать действия (бездействие) органов, общественных объединений, избирательных комиссий и их должностных лиц в судебном порядке. 
Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. 
Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

После официального опубликования результатов выборов жалоба на нарушение избирательных прав граждан, имевшее место в период избирательной кампании, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы. 
Заявление об отмене регистрации кандидата может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.

15. Как можно стать членом участковой избирательной комиссии? 
Порядок формирования избирательных комиссий регулируется федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах в органы местного самоуправления Омской области».

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22, пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» формирование участковой избирательной комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (в настоящее время это четыре парламентские политические партии: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «Коммунистическая партия Российской Федерации», «Либерально-демократическая партия России», СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ), в Законодательном Собрании Омской области (политические партии: «ЕДИНАЯ РОССИЯ», «Коммунистическая партия Российской Федерации»).

Помимо этого свои предложения по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии могут выдвигать другие политические партии и иные общественные объединения, представительные органы муниципальных образований, собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 40 дней до дня голосования опубликовывают в СМИ сообщение о сроках представления документов для выдвижения кандидатур в состав участковых избирательных комиссий и перечень необходимых документов. 
Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

16. Как и где можно ознакомиться с предвыборными программами кандидатов и политических партий и получить информацию о проводимых ими агитационных мероприятиях? 
Предвыборные программы политических партий, выдвинувших кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, информация о проводимых ими агитационных мероприятиях размещается на соответствующих сайтах политических партий в сети Интернет. 
Помимо этого, политическая партия, выдвинувшая кандидатов, которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом издании. 
Зарегистрированный кандидат, идущий на выборы в порядке самовыдвижения, имеет право в рамках, не противоречащих законодательству, участвовать в агитационных мероприятиях, вести агитационную деятельность, в том числе освещать свою предвыборную программу в периодических изданиях, в виде листовок, на собраниях, других публичных мероприятиях. Вместе с этим, такой кандидат вправе отказаться от проведения агитационной деятельности. 
 

Список территориальных избирательных комиссий Омской области, их адреса и телефоны